Районное методическое объединение учителей истории и обществознания муниципального образования «Турочакский район» МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ» «Турочакская СОШ» «Йогачская СОШ»
«Притча о добром самарянине»
Срок реализации: академчас
Возраст детей: 10-15 лет
Составители:
Черлояков И.Г., учитель
Мерова И.С., учитель
Шкарина Н.И., учитель
Кононова Ю.П., учитель
Турочак-2014
Тема занятия: Притча о добром самарянине
Предмет: Евангельский кружок (Воскресная школа или факультатив)
Выбор темы мотивирован теми ценностями, которые будут затронуты в данной теме. Прежде всего, это милосердие и сострадание. Следовательно, трудно переоценить значимость этой темы, она раскрывает ключевые моменты Христианства. При раскрытии темы будут использованы внутрикурсовые (Евангельские притчи) и межпредметные связи (темы модуля Основы православной культуры ОРКСЭ), такие как «Милосердие», «Проповедь Христа» и др. Основной метод занятия, анализ текста притчи о добром самарянине в сочетании с различными формами работы. Необходимо создать соответствующую атмосферу занятия. Важно, чтобы дети почувствовали – сейчас будет происходить нечто таинственное - сам Бог рядом. Тишина и внимание, чтобы Его услышать. Желательно столы сдвинуть в круг и затенить окна (если возможно одно занятие провести в полночь при свечах).
Цели и задачи: выяснить, кто мой ближний через изучение текста притчи о добром самарянине из Евангелия; привить детям любовь к чтению Слова Божия и молитве, восприятия Его как верного компаса в жизни и средства для общения с Богом.
Ожидаемые результаты: после проведения занятия его участники смогут, давать определения «Ближний для меня – это…»; сравнивать милосердие и дружбу; перечислять собственные дела милосердия; задавать вопросы разного типа; переводить информацию из одного формата в другой (из текстового в графический); понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
Основные понятия (словарь занятия): ближний, самарянин, милосердие, милостыня, притча.
План занятия
- Вводный этап:
а) Совместная молитва перед началом обучения;
б) Вызов;
в) Постановка проблемы.
- Основной этап:
а) Совместная молитва перед чтением Евангелия;
б) Информационный блок;
в) Аналитический блок;
г) Совместная молитва по окончании чтения Евангелия.
- Заключительный этап:
а) Обобщение;
б) Рефлексия;
в) Совместная молитва по окончании обучения.
Вопросы занятия (или проблема занятия):
Кого называют ближним? Как толкуют Святые Отцы притчу о добром самарянине? Чем милосердие отличается от дружбы? Как христианин должен относиться к людям? Можно ли за милосердную плату брать плату? Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Материалы (ресурсное обеспечение занятия): Евангелие (удобный формат для детей), толкование на Евангелие Св. Феофилакта Болгарского и Гладкова Б.И., видеофрагмент фильма «Притчи» (Минск, 2010); фрагмент аудиозаписи лекций академика Осипова А.И. и профессора о. Андрея (Кураева), раздаточный материал, компьютерный проектор.
Описание занятия:
№
|
Этапы
|
Деятельность участников Евангельского кружка
|
Учитель
|
Учащиеся
|
1
|
Вводный.
|
Настрой на молитву. Молчание внешнее и внутреннее (1 мин.) Напомнить основы христианской молитвы: вера, прощение, внимание и свободный ум. Совместная молитва перед началом обучения: «Царю небесный…» (Лучше пропеть всем вместе прикрыв глаза).
|
|
Совместная молитва перед началом обучения.
|
Вызов
|
Формулирует вопросы: Кто мой ближний и кому ближний я? Как я могу стать ближним кому-то сейчас?
|
Обсуждение.
|
Постановка проблемы
|
Демонстрация фрагмента фильма «Притчи» (Минск, 2010)
|
Анализ видеофрагмента.
Пытаются дать собственное определение «Ближний для меня – это…»
Формулируют проблему.
|
2
|
Основной.
|
Совместная молитва перед чтением Евангелия: «Возсияй в сердцах наших…»
|
|
Совместная молитва перед чтением Евангелия.
|
Информационный блок
|
Консультация. В младшей группе раздает материалы заранее готовых вопросов.
|
Чтение Евангелия от Луки глава 10, стихи 25-37 по кругу (по одному стиху). Второе чтение про себя. Формулируют вопросы.
|
Аналитический блок
|
Консультация. Формирование групп. Задает вопросы, определяет время выступления (ответа) или выполнения задания, комментирует.
|
Обсуждение. Изготовление «ромашки». Работа в группах с фрагментами толкований Св. Феофилакта Болгарского, Гладкова Б.И. и фрагментами лекций Осипова А.И., о. Андрея (Кураева). Сравнительная таблица.
|
Совместная молитва по окончании чтения Евангелия
|
Совместная молитва по окончании чтения Евангелия:
«Тебе Бога хвалим…»
|
3
|
Заключительный
|
Выделяется главное, обращается внимание на основное. Смогут быть выделены ошибки. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия.
|
Решают задачи: Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживала за раненными солдатами. Княгиня была сестрой русской императрицы. Как вы думаете, она ухаживала за ранеными по обязанности или по своему выбору? Можно ли за милосердную помощь брать плату? Чем милосердие отличается от дружбы?
Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни?
|
|
Обобщение
|
Рефлексия
|
Подводит итоги, высказывает свое мнение, ставит новую проблему, дает задание, обобщает, проверяет понимание.
|
Высказываются, обобщают, выделяют главное.
|
Совместная молитва по окончании обучения
|
Совместная молитва по окончании обучения: «Достойно есть…»
|
|