МОУ Тондошенская ООШ 649150 Республика Алтай Турочакский район с.Тондошка ул. Центральная 19 89039192912
РЕФЕРАТ
Тема: Конвенция о правах ребенка: от прочтения до понимания школьниками
Автор: ученик 9 класса
Черлояков Александр Михайлович
Руководитель-консультант
Черлояков Иван Геннадьевич
учитель истории и обществознания
с. Тондошка 2014 г.
ПЛАН
Введение
1. Характеристика Конвенции о правах ребенка.
2. Распространение знаний о Конвенции в среде школьников: проблемы и пути решения.
3. Статьи Конвенции, требующие особого внимания от подростка
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
20 ноября 1989 года, Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка». К данному решению мировое сообщество шло постепенно. Так, в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и наконец, в 1959 году — Декларация прав ребенка. Как юридический документ, Конвенция ООН о правах ребенка развивает положения Декларации, возлагая на подписавшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей, предлагая более прочные юридические гарантии и нормы.
Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Актуальность Конвенции выражается в ее значении: социально-правовом, международном и педагогическом. Первое значение основывается на признании ребенка частью человечества, верховенстве общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, отсутствие его дискриминации по каким бы то ни было мотивам и признакам. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально незащищенных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах и правонарушителях. Международное значение заключается в провозглашении ребенка самостоятельным участником права, подчеркивая высокие требования и спрос за выполнение государствами провозглашенных прав. В необходимости, приведения государствами свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями. Педагогическое значение выражается в призыве к взрослым строить взаимоотношения с детьми на основе уважения к их мнению и взглядам. [4] Личность ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Вместе с тем необходимо добиться, чтобы главным в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Как усвоить это нашими ровесниками? Как сформировать у них внутреннюю потребность такого усвоения? Что вообще сделать, чтобы основные положения и требования Конвенции ООН о правах ребенка заработали эффективно и быстро? Решение нами этих и других задач в данной работе, мы попытаемся через анализ содержания Конвенции. Таким образом, целью исследования служит Конвенция о правах ребенка.
- Характеристика содержания Конвенции о правах ребенка.
Преамбула Конвенции содержит основы системы прав ребенка, а также историческая справка о преемственности документов ООН.[3]
Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок» (человеческое существо от рождения до 18 лет), фиксируют один из основных принципов Конвенции — интересы детей выше интересов общества; подчеркивают необходимость равного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государств по обеспечению указанных в Конвенции прав. [3]
Статьи 5—11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей. [3]
Статьи 12 — 17 носят, на наш взгляд, особый характер, поэтому подробнее о них будет сказано в отдельной главе работы. Здесь же отметим, что в этих статьях излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. [1,3]
Скажем также, права, зафиксированные в этом блоке статей, ранее никогда не декларировались в международных актах.
Статьи 20 — 26 излагают перечень прав детей из социально незащищенных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; перечисляются также права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — в социальной помощи. [3]
Статьи 28—31 фиксируют право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной или языковой культурой; право детей на отдых и досуг. [1,2,3]
Статьи 32 — 36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми. [2,3]
Статьи 37 — 40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. [3]
Статьи 41 — 45 относятся ко II части Конвенции. Они определяют способы информации о содержании Конвенции и механизм контроля за ее выполнением государствами, ее подписавшими. В частности, отмечается учреждение Комитета по правам ребенка с довольно широкими полномочиями. [3]
Отдельно процитируем статью 42: «Государства - участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей». Эта статья создает надлежащие основания для публикаций текста Конвенции, а также публикаций с разъяснениями и комментариями этого текста. [3]
Статьи 46—54 относятся к процедурно-правовым позициям — ратификации, принятию и соблюдению государствами Конвенции ООН. [3]
- Распространение знаний о Конвенции в среде школьников: проблемы и пути решения.
Первое, с чем сталкиваются все школьники – от младших и до старшеклассников, при ознакомлении с Конвенцией, это необходимость ее прочтения. Можно услышать немало высказываний от ровесников по этому поводу, типа: «Я не читал, но знаю, что все это мне ни к чему!» Непривычен язык, не всегда понятно, по какому принципу те или иные права объединены именно в этот комплекс, детям какого возраста эти права и требования адресованы. Трудно представить усидчивого одноклассника, с увлечением читающего книгу, если эта книга написана о «его правах», а не его жизни. Хотя в тоже время трудно представить, что подросток может освоить требования о правах человека, если он не ожидает получить их для самого себя. В данном случае может сработать эффект благородного эгоизма. Иначе говоря, школьники вряд ли станут читать статьи о Конвенции, но они прочтут их, если там рассказывают о конкретных поступках их сверстников. В этой связи представляется целесообразным детской организации наладить в школе выпуск специальных брошюр, буклетов или электронной газеты, в которых в увлекательной художественной форме найдут отражение основные идеи и положения Конвенции. Главными принципами отбора их содержания должны быть эмоциональность и живость изложения с одновременным привлечением понятия «Конвенция о правах ребенка».
Для наших ровесников наиболее эффективным средством ознакомления с Конвенцией являются статьи, как в периодических изданиях (прежде всего молодежных газетах и журналах), так и в их электронных вариантах в Интернете. По данным выборочных исследований, книги на общественно-политическую тематику эпизодически читают менее 1% школьников в возрасте 13-17 лет, а статьи в прессе и Интернете до 25%. (Приложение 1) Во многих школах открываются стенды «Твои права» с телефонами доверия, психолога, социального педагога и омбудсмена. Поскольку особенность восприятия окружающей действительности современными подростками в значительной мере замкнуты на личные интересы, а значит на их права, которые по нашему мнению, «сплошь и рядом нарушаются», то при условии удачной адаптации к возрасту, они могут стать предметом неформального обсуждения, особенно в ролевых ситуациях и постановках. Молодежные электронные СМИ на сегодня могут стать основным средством распространения знаний о Конвенции.
- Статьи Конвенции, требующие особого внимания от подростка.
Особого внимания и понимания от подростка требуют, на наш взгляд, следующие статьи Конвенции — 12, 13, 15, 17, 18, 28.
Свобода мысли, совести и религии, свобода искать, получать и передавать информацию, свобода и право на ассоциации и мирные собрания: как все это понять? Поддерживать уважение человеческого достоинства — что это значит? Свобода на ассоциации — означает ли это возможности создавать их в учебных заведениях и оздоровительных лагерях? Именно эти статьи вызывают ряд противоречивых суждений. Когда любой взрослый человек не позволит себе сказать: «Какие еще права этому сопляку? Почему я должен выслушивать его мнение, учитывать его взгляды? Не дорос он еще!» Ответим этому взрослому: «Уже дорос — по предоставленным Конвенцией правам. Дорос потому, что каждый ребенок — это человек». В простейшем виде лицемерие проявляется, когда возникает противоречие между тем, чему учитель учит, и тем, как он учит. Например, учитель говорит в классе: «Сегодня поговорим о свободе выражения мнения. Эй, там, на задней парте, Петров, замолчи-ка!» В таком случае одноклассники больше узнают о значении власти в этой ситуации и значительно меньше о правах ребенка. [5,6]
Как могут быть реализованы права, указанные в названных статьях Конвенции, к примеру, обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам... уделять им должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Прежде всего, какой же это возраст и что значит зрелость ребенка? Речь ведь идет не только о бытовых взаимоотношениях ребенка и взрослого, но и заслушивании ребенка в ходе судебного и административного разбирательства. Ребенок в состоянии сформулировать свой взгляд и в 3, и в 5 лет... В нашем законодательстве установлены возрастные границы. Например, усыновление только с согласия ребенка — с 10 лет; изменение гражданства только с согласия ребенка — с 14 лет; изменение фамилии — с 16 лет и т. д. Требования же к уважению личности ребенка у матери должны быть еще до его рождения, у других взрослых — с учетом уровня воспитанности и культуры самого взрослого, к сожалению, пока еще недостаточно высокого.
Статья 13 гласит, что «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение...». Каждый имеет свое мнение, каждый может посчитать, что его мнение самое правильное. Где границы той откровенности, в пределах которой мы можем выражать свое мнение и мысли? Можем ли мы всегда говорить то, что нам нравится, но при этом является обидным и оскорбительным для других?
«Смелые», высказывания перед учителем, позиция которого заведомо иная, свидетельствуют об отсутствии элементарной вежливости. Дело в том, что не только «я имею право», но и он, ты, вы — все окружающие, и прежде всего учитель как старший, как умудренный опытом, как человек, который вправе рассчитывать на то, что ему без особой нужды не будут бросать вызов. «Есть моя точка зрения, есть твоя точка зрения, а есть правильная» — вот что должны усвоить наши сверстники. С помощью «мозговой атаки» класса можно выработать список обидных критических замечаний, которые заставляют страдать человека, и поэтому их не стоит употреблять.
Полезно также разъяснять одноклассникам вышеуказанные нормы вместе с положением о школьной дисциплине, которая даже в самой демократической стране и самой свободной школе является универсальным средством достижения хороших результатов.
В документах, регулирующих школьную жизнь (уставы и др.), четко фиксируются права и обязанности учащихся с указанием механизма (средств и способов) их реализации: к кому и когда можно обратиться, какие санкции предусмотрены в случае нарушения прав школьников и т. д.
Большую трудность представляет решение в школе вопроса реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии. [1] Для успешной реализации положений статьи 14 нужно как минимум отказаться от воинствующего богоборчества. В свете норм международного права, а также Декларации прав и свобод человека борьба с религией, открытая конфронтация с верующими — противоправны. Необходимо признать возможность убеждения учащихся в том, что настоящая нравственность невозможна без веры в абсолют; следует с уважением относиться к духовным поискам подростков, их стремлению укрепить духовно-нравственную преемственность с предыдущими поколениями народа на пути обретения веры. Совершенно недопустимы какие-либо преследования за религиозные убеждения.
Вместе с тем нужно помнить о том, что у нас церковь отделена от государства и от школы. В связи с этим в государственных школах не может осуществляться религиозное воспитание, хотя учащиеся могут, разумеется, изучать историю религиозных учений в культурологическом аспекте. Иное дело — воскресные церковные, частные и кооперативные школы. Они вправе вносить в содержание образования различный материал в любом объеме. Дети же имеют право по согласованию с родителями или лицами, их заменяющими, поступать в любое из этих учебных заведений без каких-либо ограничений. Выпускники этих учебных заведений могут получить право поступления в вузы после аттестации учреждений органами образования.
Новые проблемы возникают в связи с реализацией содержания статьи 15 о свободе ассоциаций и мирных собраний. В статье нет указаний на учебные заведения, т. е. эта норма не привязывает организованную общественно-политическую деятельность учащихся к школе. И это справедливо, ибо деятельность в школах политизированных детских организаций может привести к противоборству между членами противоположных по политическим ориентациям организаций, что никак не способствует успешному обучению и воспитанию школьников. Разумно ориентировать их на создание (по их собственному желанию) общественных организаций по территориальному признаку — по месту жительства. Нелишне отметить, что учителя не только могут, но и должны самым решительным образом вмешиваться в случае появления противозаконных детских объединений (фашистского, расистского, мафиозного толка).
Заключение
Таким образом, подростки станут читать статьи о Конвенции, если там рассказывают о конкретных поступках их сверстников.
Главными принципами отбора их содержания должны быть эмоциональность и живость изложения с одновременным привлечением понятия «Конвенция о правах ребенка».
Для наших ровесников наиболее эффективным средством ознакомления с Конвенцией являются статьи, как в периодических изданиях (прежде всего молодежных газетах и журналах), так и в их электронных вариантах в Интернете.
Особого внимания и понимания от подростка требуют, на наш взгляд, следующие статьи Конвенции — 12, 13, 15, 17, 18, 28.
В документах, регулирующих школьную жизнь (уставы и др.), четко фиксируются права и обязанности учащихся с указанием механизма (средств и способов) их реализации: к кому и когда можно обратиться, какие санкции предусмотрены в случае нарушения прав школьников и т. д.
Большую трудность представляет решение в школе вопроса реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии. Вместе с тем нужно помнить о том, что у нас церковь отделена от государства и от школы.
Разумно ориентировать подростков на создание (по их собственному желанию) общественных организаций по территориальному признаку — по месту жительства.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2005.- 40с.
- ФЗ Об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Легион, 2013 – 208с.
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
- Коробова С.Р., Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов, - Издательство: Виктория-плюс, -2003, -91с.
- Чумаков Б.Н. Защита прав ребенка в современной России,- Издательство: Институт государства и права РАН , -2004 г., - 196с.
|