Духовно – нравственный фактор в патриотическом воспитании занимает немаловажное место. Быть готовым отдать свою жизнь за Родину требует соответствующих мировоззрения и менталитета. …Во многих религиях считается самым трудным, почетным делом – достойно умереть. Человек может прожить не очень красиво, но все как бы поглощается его смертью – мужественной и смиренной. К сожалению позиция – «положить жизнь на алтарь Отечества» у некоторой части российского общества вызовет лишь «усмешку», но то не их вина. Даже нерелигиозные люди косвенным образом принимают религиозную нравственность через традицию, литературу, искусство. От нас учителей истории многое зависит в деле патриотического воспитания, а именно насколько честно и трудолюбиво, доступно и мудро мы сможем выполнить эту задачу.
Главная проблема заключалась в выражении «много званых, но мало избранных» не говоря уже о том, что Алтайская духовная миссия, как и Церковь в целом, оставались частью политической системы царской России того времени. Целью христианской жизни является, стяжение Духа Святого, т.е. приобщение Тела и Крови Христовых. Однако многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в Миссии более внимания уделялось количеству крестившихся, чем причастившихся, повышению знаний о Боге нежели познанию Бога через Св. Причастие, увещанию и беседе против падения нравов вместо очистительной благодати Св. Тайн. Так, в начале XX века в Северном Алтае проживало 13720 человек православного взрослого населения, из них причащались ежегодно только 5617 душ, остальные 8103 были христианами только по имени.