Ронжа сайт
Меню сайта
Категории раздела
методико-педагогические НПК [16]
историко-краеведческие НПК [5]
административные НПК [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » НПК » административные НПК

Из деятельности Турочакского РМО учителей истории и обществознания

Из деятельности Турочакского РМО учителей истории и обществознания

Современное методическое объединение должно не только функционировать, но и целенаправленно развиваться. (Петрухин В.В. Опыт организации и управления методическим объединением учителей гуманитарного цикла. Основные проблемы и пути их решения. //Завуч, 2007, №8. - 55.) Это осуществимо в том случае, если методическое объединение будет выполнять роль открытой системы способной преобразовывать так называемые «входящие» из внешней среды «импульсы» - «требование или поддержка», в «исходящие» факторы – методические решения и действия по их реализации. (Болдуев А.А. Лекции по политологии. Горно-Алтайск, 2003.) Требования могут возникать, как во внешней среде, так и во внутренней. В данном случае «внутренняя среда» - школьное или районное методическое объединение, «внешняя среда» - родительская общественность, администрация школы или районного отдела образования, государство и т.д. Социальный заказ или «требование» может носить конструктивный и деструктивный характер. Так внедрение инновационных педтехнологий, как фактора повышающего качество образования носит конструктивный характер и наоборот использование «технологий ради технологий» - деструктивный характер. Конструктивность и деструктивность социального заказа зависит от мотивации участников «внутренней и внешней среды», а также от того насколько отработана обратная связь между ними и внутри «самой среды».

Так, «импульсом» Турочакского районного методического объединения учителей истории и обществознания является методическая тема: «Инновационные педагогические технологии, как основа для повышения качества исторического и обществоведческого школьного образования». Для того чтобы получить на «выходе» определенный результат, необходима «поддержка». Последнее представлено мастер-классами: Шкарина Н.И. «Информационные технологии на уроках истории» (Турочакская СОШ), Миллер Н.В. «Развитие критического мышления, через чтение и письмо» (Дмитриевская СОШ), Черлояков И.Г. «УМК блочно – модульного обучения» (Тондошенская ОШ), а также мониторинг государственного стандарта исторического образования и аттестация учителей истории и обществознания. На «выходе» была предложена анкета обратной связи: Деятельность МО было: позитивное – негативное, ценное - мало ценное, активное – пассивное, интересное – неинтересное, свободное – напряженное, актуальное – неактуальное. Что из представленного мастер-классами может быть использовано в Вашей работе? (Анкета составлена Гераськиной Л.А., методистом Турочакского районного отдела образования).

Таким образом, в результате анализа анкеты обратной связи, мы пришли к следующим выводам: большинство коллег высказалось за апробацию «Информационных технологий на уроках истории с элементами блочно-модульного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо». В целом деятельность районного методического объединения учителей истории и обществознания признанна интересной, позитивной и актуальной. Необходимо продолжить «поддержку» «импульса» «внутренней среды».  Таков пример взаимодействия во «внутренней среде».  Как же взаимодействует между собой «внутренняя и внешняя среда»?

Так от более 80% родительской общественности поступил социальный заказ – ввести в школах преподавание факультатива «Основы православной культуры». Турочакским районным методическим объединением учителей истории и обществознания был проведен опрос: Выберите из предложенных понятий те, что движет историческим процессом? А.Экономика; Б.Человек; В.Классовая борьба; Г.Божий промысел; Д.Политика. (Анкета составлена Черлояковым И.Г., учителем истории и обществознания Тондошенской ОШ). Из восемнадцати опрошенных коллег, только двое высказалось за то, что историческим процессом движет Божий промысел, семь учителей отметили – человека, остальные указали на политику и экономику.

Итак, «внутренняя среда» не готова принять решение по данному «импульсу». Поэтому последнему необходима «поддержка». Иначе «открытая система» перестанет быть таковой, что приведет к ее «замкнутости» и консервации. «Поддержка» социального заказа может быть выражена в следующем: усилить взаимодействие методических объединений (например, между методическим объединением учителей истории и обществознание и методическим объединением учителей русского языка и литературы), проведение «круглого стола» по темам: «Провиденциализм в истории»,  «Роль Православия в жизни российского общества», привлечение педагогических кадров из «внешней среды» для преподавания «Основ православной культуры».

  «Слабость» «открытой системы» состоит в инертности большинства участников «внутренней и внешней среды». Объяснение этому кроется в низкой мотивации последних. Как следствие – рост деструктивных требований: восприятие, какого - либо опыта в деле обучения и воспитания подрастающего поколения сводится к поиску «готовых рецептов», «механическому» воспроизведению или на «худой конец» сохранению того, что есть.   

   Словом системный подход в организации деятельности методических объединений результативен в том случае, если способен преобразовывать «входящие импульсы» «внешней и внутренней среды», в «исходящие» факторы – методические решения и действия по их реализации. Примером таких факторов может служить деятельность Турочакского районного методического объединения. С 2004 года РМО сформированы творческие группы по инновационным технологиям: «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания», руководитель Суртаева Г.В. (Турочакская СОШ); «Блочно-модульное обучение на уроках истории», руководитель Черлояков И.Г.; «Проектное обучение на уроках истории и обществознания», руководитель Бильда С.Ю. (Турочакская СОШ). В рамках активизации деятельности творческих групп с 2004-2007 гг., были проведены выездные МО в школах района, открытые уроки и мастер-классы, проанализированы доклады по творческим темам групп. Так Миллер Н.В. (Дмитриевская СОШ) по творческой теме: «Развитие критического мышления на уроках обществознания», был дан открытый урок по обществознанию в 9 кл. «Духовная культура», мастер-класс: «Человек и культура», выступление с докладом на заседаниях РМО по данной теме. Черлояковым И.Г. по творческой теме: «Блочно-модульное обучение на уроках истории», даны открытые уроки по истории в 5-9 кл.: «Русь меж двух огней: Орда или Орден?», «От тирании к демократии: реформы Солона», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «От английских колоний в Северной Америки до образования США», а так же мастер-классы для учителей истории на базе Йогачской СОШ по теме: «Использование методов проектно-модульного обучения на уроках истории»; мастер-класс для учителей истории Чергинской и Шебалинской СОШ по теме: «Блочно-модульное обучение на уроках истории»; мастер-класс для учителей истории на базе городского МО и в рамках курсов повышения квалификации при ИПКРО РА совместно с методистом ИПКРО РА Ковалевой Л.В. Работа данной творческой группы дополнено  выступлением по теме: «Блочно-модульное обучение и развитие критического мышления через чтение и письмо». Лидия Александровна Гераськина апробировала «Блочно-модульное обучение» истории в 7 кл. на базе Турочакской СОШ. Теоретические вопросы «Проектного обучения на уроках истории» были раскрыты Болкуновым А.В. (Турочакская СОШ), выступление с докладом на базе Бийкинской СОШ.

Актуальная и позитивная деятельность РМО способствовала  активному участию учителей истории и обществознания в престижном конкурсе: «Учитель года», где более половины коллег РМО  раскрыли свой педагогический талант и творческие возможности: Туймешова А.И. и Мерова И.С. (Йогачская СОШ), Борбуева Л.В. (Тулойская ОШ), Черлояков И.Г. (Тондошенская ОШ), Астанин А.А. и Петоркина Л.Г. (Озеро-Куреевская СОШ), Сурнина Н.В. и Миллер Н.В. (Дмитриевская СОШ), Ялбачева Г.В. (Бийкинская СОШ), а Пустогачева Олеся Витальевна (Турочакская СОШ) стала победителем районного этапа и приняла участие в республиканском этапе конкурса «Учитель года 2007» по истории Горного Алтая.  В целом системная, целенаправленная организация в деятельности  РМО способствует его развитию в тесной взаимосвязи, как с «внутренней» так и с «внешней средой», с вовлечением в активную работу всех ее участников.

Категория: административные НПК | Добавил: Ronga (25.03.2014)
Просмотров: 368 | Теги: методика, РМО, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz