Ронжа сайт
Меню сайта
Категории раздела
Газета "Истоки" [8]
Муниципальное еженедельное издание
Газета "Листок" [0]
Газета "Звезда Алтая" [2]
Научные журналы [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Публицистика » Газета "Истоки"

Традиционность административно-территориального устройства Турочакского района.

Традиционность административно-территориального устройства Турочакского района.

            Черлояков И.Г. учитель истории и обществознания Тондошенской ООШ

            С давних времен северные алтайцы проживали в волостях, не имевших (как у всех алтайцев) определенных территориальных границ. При этом название их  совпадало с названием того или иного рода (буквально «кость» или поколение – И. Ч.), хотя в составе волости проживало население, принадлежавшее к различным родам. Это объясняется тем, что термином «волость» русские исторические источники XVII века называли родоплеменные группы «черневых татар».[1]

В начале XVII века, т.е. к моменту присоединения северных алтайцев к Русскому государству, более или менее, многочисленной группой «северян» являлись кумандинцы. Последние были представлены четырьмя родами: куманды (умани), солу (со, солун), шабат (чабат) и тастар (тас).

            Хотя из ясачных книг кузнецкой администрации мы узнаем, что с 1628 по 1630 гг. вышеперечисленные сеоки составили четыре волости  (Кумандинская, Солунская, Чабатская и Тастарская), но места расселений кумандинских родов оставались неизвестными.[2] Только в 1653 году к шабатинцам был послан кузнецкий казак «Поспелко с товарищи», который, отправившись вверх по реке Кондоме, отыскал «за Биею рекой чебатских мужиков», которые «государева… ясаку не плачивали».[3] Следовательно, в середине XVII века место «за Биею» могло быть только низовьями реки Иши (левобережье р. Бии – И.Ч.), где и могли проживать «чебатские мужики». Относительно местонахождения Солунской волости известно только то, что она в 1643 году находилась в двух «днищах» езды от Кузенской волости (тубалары – И.Ч.) и считалась тогда захребетной.[4] Ясачные книги Томского уезда (1661, 1681 гг.) располагали тастарцев на р. Томь. По мнению Л.П. Потапова, сеок Тастар вошел в состав нижних кумандинцев.[5] Так, в 1642 и 1646 гг. администрация Кузнецкого острога указывает, что часть кумандинцев ушла «в Нижнюю Куманду».[6] Вместе с этим, известен документ 1653 года, в котором говорится не только о малых и больших кумандинцах, но и об их местожительстве: «по Бие и по Катуни реке располагались, волости Малыя и Большия Куманды».[7] Исходя из вышеизложенных фактов, Л.П. Потапов утверждал, что «левобережье реки Бии вплоть до ее слияния с Катунью и прилегающее к этому району правобережье Катуни в середине XVII века входили в область расселения Куманды».[8] Данные места расселения кумандинцев четко очерчиваются на карте, относящейся ко второй половине XVII века. В ней указано, что «черта проведенная (на карте) желтою краскою, по которой означаются стойбища кумандинских татар, начинается от устья речки Талицы, впадающей с правой стороны в реку Чарыш, от оной, через речку Чечулиху и Пловчиху, потом через вершину Ключа на устье Загрим, впадающей с левой стороны в речку Белу, от оной на вершины речки Куртучаки, а по оной - до устья ея».[9] Эти данные подтверждаются преданием, записанным Л.П. Потаповым у кумандинцев: «Во времена господства ойратов (джунгар), кумандинцы проживали у устья Чарыша и не делились на верхних и нижних. Такое разделение произошло после переселения кумандинцев на Бию. Видимо, переселение части каких-то родоплеменных групп с Чарыша на Бию произошло тогда, когда на Бие сложилось основное ядро кумандинцев»,[10] о котором в документе 1675 года сообщается, как сборщики алмана князя Кокина, проплыли вверх по Бие на одиннадцати лодках в Кумандинские волости,  «коим утеснение большое учинили».[11] Однако в ряде исторических документов XVII века. Кумандинские волости относятся к Кондомским. Судя по документам, составлявшимся в Кузнецком остроге, Кумандинские волости относились к числу Кондомских волостей только потому, что из Кузнецка к кумандинцам ездили обязательно сначала вверх по Кондоме, а затем уже из верховий ее попадали на Бию.[12]

Словом, за основу административно - территориального учета кумандинцев в XVII веке кузнецкие воеводы взяли род. Каждый род составлял отдельную податную единицу и потому был удобной формой управления племенами Северного Алтая.[13]

Однако в первой четверти XVIII века, было произведено административно - территориальное переустройство Кузнецкого уезда Тобольской губернии. Так, в 1721 году кузнецкому воеводе Борису Синявину давался наказ: «Весь уезд того города (Кузнецка – И.Ч.) разделить на разные дистрикты, чтобы во всяком дистрикте не больше 2000, и не меньше 1500 дворов было и во всякий дистрикт определить комиссара из дворян и детей боярских, людей добрых и пожиточных, кому б верить возможно, а к ним по одному земскому писарю. Также к сбору ясаков и к протчим надлежащим делам выбрать из таких же».[14] В результате такой «реорганизации», вместо прежних четырех волостей, было образовано две, но уже не по родовому признаку, а по территориально-племенному. Так, что вся «обжитая» кумандинцами территория, была разделена административно на Верхне - и Нижне-Кумандинские волости. Обе волости вошли в состав Кузнецкого уезда.  Г.Ф. Миллер эти данные подтверждает изменениями: зафиксированы списки ясачных волостей с указанием местности, которые занимали верхние кумандинцы – это бассейн Бии (от устья реки Лебедь -  «Куу» – правый приток Бии – И.Ч.) и вниз по течению Бии «до полуденного расстояния», при этом он добавляет: «Всю эту местность татары и калмыки называют Куманда».[15] Административное переустройство было возможно благодаря уже  сложившейся территории с делением на верхних и нижних кумандинцев. Этот факт констатирует и С. Ремезов в своей «Чертежной книге». Так, территория, занимаемая кумандинцами, отмечена в междуречье Нени и Лебеди, с подразделением на Верхнюю и Нижнюю Куманды. Последние расселялись по среднему течению Бии с ее притоками Кожа (левый приток), Неня (правый приток) и по правым притокам реки Катуни (Ише и Чепше).[16]

В материалах «Рукописного описания» офицера С. Плаутина (1745 г. – И.Ч.), также говорится о разделении кумандинцев на Нижне-Кумандинскую и Верхне-Кумандинскую волости. В землях Нижне-Кумандинской волости находилась Сагапская переправа через Бию, в 30 верстах от Бийска, через которую ездили сборщики алмана в двоеданческие волости на Кондому и Мрассу.[17] Более подробно о расселении кумандинцев говорится в рапорте Кузнецкого воеводы Шапошникова: «По обе стороны Бии реки, под самой рекой, живут ясашные двоеданцы: волость Кумандинская, от Кузнецка 140 верст, дорога гористая и чернолесна, и потому проезжают это расстояние в 3-4 суток, из Бийска же - в 1 сутки». Итак, из документов, процитированных выше, совершенно очевидно, что кумандинцы и в середине XVIII века не изменили своего местожительства, хотя и были разделены на две волости.[18]  

Добровольное вхождение южных алтайцев в состав Российской империи (в 1756 г. – И.Ч.) в некоторой степени повлияло на расселение кумандинцев. Народные предания повествуют нам о приходе в бассейн Бии какой-то их части с Чарыша и смешением ее с более ранними обитателями кумандинских волостей.[19]

Ежегодное уменьшение ясачного сбора во 2-й половине XVIII в. вызвало появление «Положения 1763 года», разработанного Ясачной комиссией секунд-майора Щербачева. В административном отношении оно устанавливало подчинение Нижне-Кумандинской волости Кузнецкому уезду. Обе волости числились за ним до образования Бийского уезда, который появился в составе Колыванской губернии в 1783 году.[20] Однако исследователь Ф.А. Сатлаев считал, что только между 1783 и 1797 гг. из Нижне-Кумандинской волости была выделена Верхне-Кумандинская волость.[21] Мы же уже указывали выше и о более раннем времени этого процесса (1721 год.). В ведомости же Колыванской казенной палаты за 1797 год были перечислены две разделенные ясашные волости: Верхне-Кумандинская и Нижне-Кумандинская.[22]

Близкими по родству с кумандинцами исследователи считают челканцев, хотя вопрос о родстве их считается спорным. По словам Л.П. Потапова, происхождение обеих групп в научной литературе затрагивается в общем плане. Так, исследователь Б.О. Долгих считал челканцев, как территориально обособившуюся часть кумандинцев или как часть шорцев, но Л.П.  Потапов не находил для этого фактических данных. 

Челканцы (чалканцы, шелкалы, шелканцы – согласно русским документам становятся известными с 1625 года) - в ясачных книгах Кузнецкого уезда, Шелканская волость (по сеоку чалканыг – И.Ч.) с 1629 года отмечается, как ясачная. Челканцы, как и некоторые другие племена северных алтайцев, жившие по Бие, часто в документах XVII века относятся  Кондомским волостям, по причинам, о которых мы уже отмечали выше.

Сведения о расселении челканцев опираются, как правило, на исторические предания. Одно из них, датируемое самими челканцами (род чалканыг – И.Ч.) «ойротским временем» (Ойрот-хан тужында), т.е. временем господства джунгарских ханов, еще до включения челканцев в состав Русского государства. Предание повествует об Ойрот-хане, собиравшем алман с данников по р. Иртышу. Выйдя в верховья Катуни, он спустился к ее устью, а потом стал подыматься вверх по Бие. Узнав о его приближении, челканцы в знак покорности вывесили на шесте (на устье Лебеди) шкурку соболя. Заметив ее, Ойрот-хан взял «подарок» и стал громко звать челканцев, которые находились в укрытии. Когда они появились, хан пообещал не трогать их, но предупредил, что с этого времени они должны платить ему алман пушниной и железом. Из предания следует, что челканцы жили по Лебеди (вплоть до ее устья) еще до прихода сюда кумандинцев и были обложены джунгарами алманом до появления здесь русских людей. Все это согласуется и с русскими историческими документами. В одном из них сказано: «А которые кузнецкие люди живут от Кузнецкого острогу далеко, и теми кузнецкими людьми владеют колмацкие люди и ясак с них емлют соболями и железом… всяким деланным».[23]

Предание о сеоке Шакшылыг гласит, что его предки проживали около Телецкого озера. Численность сеока была незначительной всего «кырк тунук», т.е. «40 дымов» (40 юрт). Обитавшие здесь шакшылыги жили «воровством» лошадей у енисейских киргизов, проживавших в бассейне Абакана. Кыргызы неоднократно наказывали за это шакшылыгов и, в конце концов, полностью их уничтожили. Гибели избежал лишь один из парней сеока Шакшылыг, находившийся во время набега в верховьях Лебеди, где он сватал себе невесту. Пошедшие от него потомки поселились, согласно легенде, по реке Клык (левый приток Байгола – И.Ч.). Избежал геноцида «кара-кыргызов» еще один парень, спрятавшись под доской. От него тоже пошло потомство шакшылыгов, которые расселились по реке Садре (левый приток Лебеди). Предание это датируется XVII в., ибо общеизвестно, что в 1703 году енисейские кыргызы были насильственно переселены ойратами в Джунгарию.[24] Также это подтверждает и С. Ремезов, своей «Чертежной книге Сибири, («Чертеж земли Кузнецкого города»)», где он обозначил, что по левому берегу Лебеди, до слияния с Бией, живут «шелкалы».[25] По данным, собранным Г.Ф. Миллером в 1734 году, Шелкальская волость находится «на реке Куу», или Лебедь, «в 60-70 верстах от ее впадения в Бию».[26] О расселении челканцев мы  узнаем и из рапорта кузнецкого воеводы Шапошникова: в 1745 году гласит он: «…на здешней стороне Бии (на правой – И.Ч.), по чернолесью, живут двоеданцы Шелкальской волости, до них от Кузнецка езды - 2-5 суток…». Вышеупомянутый офицер С. Плаутин так характеризовал Челканскую волость: «…начинается она от Кондомы (от верховьев) и лежит по обеим сторонам среднего течения Лебеди; платят ясак в Россию и алман в Зенгорию…».[27]

Выходит, что челканцы в XVII - XVIII вв. представляли собой население единого административно-территориального образования и составляли два рода: чалканыг и шакшылыг. Этноним первого рода употреблялся также в качестве названия всей административной единицы.[28] Причем, в конце XVIII века, видимо они входили в состав Кузнецкого уезда.[29]  Хотя челканцы и проживали на своих местах долгое время, по крайней мере, с XVII в., однако их можно считать, если иметь в виду сеок Шакшылыг, пришлым элементом (от телесов). Если же говорить о сеоке Чалканыг, то он  из-за общего происхождения с тубаларским сеоком Кузен, имел и общее местообитание.[30] Так, по легенде «Чалканыг, Шакшылыг и Кузен (Кюзен) были три брата. Один из них (Кузен) проживал при слиянии р. Бии и Лебеди… в пределах хребта Солог (Салоп, Кузенташ). Шакшылыг поднялся вверх по р. Бия, поселился не на побережье озера Телецкого, а ушел от него влево, на восток. Местом обитания шакшылыг стали бассейны рек Чуйки, Бийки, Егозона, Садры… в пределах гор Чайгол, Чорток, Тала и др. А Чалканыг отправился вверх по р. Лебедь, там и проживал». Есть другая легенда, которая повествует о том, что «два брата Шалганак и Кюзенек стали подниматься вверх по течению реки. Доплыв до устья р. Лебедь, Кюзенек сказал: «Я буду ловить хариусов, буду рыбой кормить своих детей и поплыл вверх по р. Бия и люди, распространившиеся от него стали называться «кюзены», а Шалганак сказав, что у него дети малые, он будет неводить мальков (одоро) и питаться им и поплыл вверх по р. Лебедь. Люди, распространившиеся от него, называются «шалгану кижи».[31] В источниках XVII в. Кузенская волость упоминается вместе с другими тубаларскими волостями, Комношской (Комляжская), Тиргешской (Кергешская) и Южской. Тубаларские волости были объясачены и подчинены Русскому государству в 1625-1626 гг.[32] По другим данным, волость Комляжская или Комношская (в документах она выступает под обоими названиями) и Тиргешская волость  (которая с 1703 года стала именоваться в документах Кергешской), числятся в ясачных с 1629-1630 гг. То же самое можно сказать  и о Кузенской и Южской волостях. Итак, судя по сообщению одного документа «до землиц Болан (тубаларский сеок Полан – Комдош – И.Ч.) ходу из Кузнецка лыжами - 4 недели». Хотя в документах XVII века нет указаний относительно расселения тубаларских родов, они занимали одни и те же места на протяжении всего XVII века.[33] Только на рубеже XVII-XVIII вв. у С. Ремезова по этому поводу сказано, что «на западной стороне (Телецкого озера – И.Ч.) волость Кергеши (тубалары), протянувшаяся по обоим берегам Бии, примыкает к озеру, а рядом, западнее, по течению Бии – волость Комляши (тубалары)».[34] По данным, собранным Г.Ф. Миллером в 1734 г., «на реке Бии и Алтыновском озере (Телецком) находятся волости: «Юская, или лучше Ютская, потому что жители называют себя ютами, находится в горах между рр. Бией и Катунью, в полдня пути от самых нижних кумандинских улусов, на речке (ручье) Кишча, впадающей с востока в Катунь… Кузенская, в полдня пути вверх по Бии от Кумандинской волости... Несколько выше ее, в Бию впадает (с восточной стороны) речка Талей (Тулой). Комляшская, с половины пути от предыдущей волости вверх по Бие, где в нее с запада впадает р. Копша (Кокша – И.Ч.)… Кергешская, в половине дня пути вверх от Комляшской, на восточном берегу Бии, где она берет начало из Алтынского озера…».[35] Сообщение Г.Ф. Миллера дополним журнальными записками  рудоприемщика П. Шелегина (1745 г.), где перечислены «южские татары, кочующие по р. Сары – Копше (Сары-Кокша), которая течет из-под хребта Катунского, с полдня на север, в р. Бию», «комляжские татары, кочуют вверх по Бие» и ясашные кергежские татары».[36]

Наиболее точное описание расселения тубаларов в середине XVIII в. дал Кузнецкий воевода Шапошников. В своем рапорте он указывал, что «выше по Бие вторая Кузенская волость от Кумандинской в 20 верстах». Комляшская волость находилась еще выше по Бие, в 50 верстах. Кергешская волость располагалась выше Комляшской на 10 верст при самом Телецком озере. Южская волость занимала, по-видимому, левобережье Бии по ее притокам Кара и Сары Кокше.[37]

Из материалов С. Плаутина относительно тубаларских волостей, к тому, о чем говорилось выше, можно добавить, то, что Кузенская волость находилась  по обе стороны Бии, выше Кумандинской, начинаясь в 23 верстах от устья р. Кемзы (выше устья Лебеди). Таким образом, предание о том, что кузены жили раньше близ Лебеди, у горы Актыгана, но переселились оттуда, на правобережье Бии для того, чтобы разводить скот, подтверждается материалами С. Плаутина. Выше Кузенской, в 22 верстах от истоков Бии, была Комляжская волость, и за ней по обоим берегам Бии и по обоим берегам Телецкого озера, до середины, располагалась Кергежская волость. Через эту волость у истоков Бии проходила тогда «калмыцкая дорога в Зенгорию». Южская волость в рукописных материалах С. Плаутина не упоминается.[38]

Для 2-й половине XVIII в. административно - территориальное размещение тубаларов не претерпело изменений. Ведомость Колыванской казенной палаты перечисляет следующие ясашные волости: Кергешская, Комляжская, Кузенская и Южская в составе Бийского уезда.[39]

Словом, относительно расселения тубаларских родов, можно сказать, что они занимали одни и те же места на протяжении всего XVII века и там же проживали в XVIII столетии. Однако в дневнике инженер-капитана С. Плаутина отмечено: «…В Кергежской, Комляжской, Кузенской, Кумандинской… волостях, расположенных в бассейнах рек Бии, Иши и Маймы…, тамошние татары… жительство постоянное не имеют… кочуют все время…».[40]

Таково основное административно-территориальное расселение  северных алтайцев в XVII – XVIII вв. Следует сказать, что в этот период  племена Северного Алтая проделали путь от деления своего местообитания по родовому принципу к территориально-племенному. На расселение   аборигенов, с одной стороны, влияла ясачная политика Русского государства, а с другой, - положение этого населения как двоеданцев, которое, то убегало в «немирные землицы», отказываясь платить ясак, то переселялось в глухие отдаленные места. В силу этих причин, местные родоплеменные группы делились, дробились на более мелкие. В результате этого, происходили смешения с другими «чужими» или родственными «инородцами», что давало начало новым родоплеменным группам пополнявшим население Северного Алтая.  

            Подобное расселение северян наложило существенный отпечаток и на будущее административно-территориальное деление Турочакского района. Большинство границ сельских поселений в той или иной степени совпадают с границами бывших северных волостей.  

 


[1] Обобщенное название северных алтайцев в старину. «Северная часть Алтая – отмечал в свое время по этому поводу, миссионер В. Вербицкий, - отличается топями и болотами между более отлогих гор, покрытых хвойным лесом и изобилующим дикими, непроходимыми трущобами. Эта часть собственно называется чернью». В связи с этим, он делал вывод о том, что «черневые татары», получили свое название от местности, ими занимаемой, «покрытой хвойным лесом и чернеющей издали», по притокам рр. Томи, Кондомы и Мрассы, бассейну р. Бии с притоками: Лебедь и Байгол, Большая и Малая Иша, Сара Кокша и Кара Кокша, Пыжа, Уймень и др.

[2] Сатлаев Ф.А. Кумандинцы. – Горно-Алтайск, 1974. С. 5-6.  

[3] Миллер Г.Ф. История Сибири, т. II. – Иркутск., 1937. С. 318.

[4] Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Л., 1969. С. 109.

[5] Там же, с. 110.

[6] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960, С. 107.

[7] Миллер Г.Ф. История Сибири, т. III, документ № 252.

[8] Потапов Л.П. Этнический состав… - С. 108.

[9] Сатлаев Ф. А. Горный Алтай в период феодализма в России. – Горно-Алтайск, 1995. С. 25.

[10] Сатлаев Ф.А. Кумандинцы… - С. 22-23.

[11] Доп. к «Актам историческим». Т. VII.- С. 339-340.

[12] Потапов Л.П.Этнический состав… -  С. 108.

[13] Сатлаев Ф. Кумандинцы… - С. 23-24.

[14] Памятники Сибирской истории XVIII в. Кн. II: СПб, 1885. - С. 353.

[15] Миллер Г.Ф. Описание Кузнецкого уезда… Л. 21-24 об.

[16] Ремезов С. Чертежная книга Сибири 1701 г. - СПб, 1882. - С. 22.

[17] Потапов Л.П. Этнический состав… - С. 121-122.

[18] Там же – С. 120-121.

[19] Там же. – С.140.

[20] Сатлаев Ф.А. Кумандинцы… -  С. 24.

[21] Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма в России… - С. 93.

[22] Центральное хранилище архивных фондов Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф.1. Оп.2. Д.151. Л.163.

[23] Потапов Л.П. Этнический состав… - С. 77.

[24] Там же. - С.70-71.

[25] Ремезов С. Чертежная книга Сибири. - С. 14.

[26] Миллер Г.Ф. Описание Кузнецкого уезда... – С. 21-24 об.

[27] Потапов Л.П. Этнический состав… - С. 120-122.

[28] История Республики Алтай. – Горно-Алтайск, 2002. - С. 240.

[29] ЦХАФ АК. Ф.1. Оп.2. Д.151. Л.163.

[30] Кандаракова Е.П. Краеведческий материал по истории Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 2007. - С. 27.

[31] Кандаракова Е.П. Алтайский фольклор.- Горно-Алтайск, 1988. - С. 183-184.

[32] Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX в., - Горно-Алтайск, 1991 - С. 60-61.

[33] Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма… - С. 26.

[34] Ремезов С. Чертежная книга Сибири… - С. 14.

[35] Миллер Г.Ф. Описание Кузнецкого уезда... – С. 21-24 об.

[36] Потапов Л.П. Этнический состав… - С. 120.

[37] Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма… - С. 26.

[38] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 530-532.

[39] ЦХАФ АК. Ф.1. Оп.2. Д.151. Л.163.

[40] РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 530-532.

Категория: Газета "Истоки" | Добавил: Ronga (22.03.2014)
Просмотров: 520 | Комментарии: 2 | Теги: Волость, Турочакский район, северные алтайцы, Республика Алтай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz