В XVI и XVII веках, отношения между Церковью и государством не всегда были нормальными: светская власть довольно часто вмешивалась в церковные дела. Но, несмотря на эти «издержки», Церковь в жизни государства занимала исключительное место. Ни одному правителю и в голову не приходило, что Церковь можно не признавать или отвергать. Однако все изменилось в ее положении с воцарением Петра. Новый государь был убежден, что все в стране, в том числе и Церковь, должны быть подчинены государству и служить «его пользе». Руководствуясь этим, он и повел, начиная с 20-х годов XVIII века, государственные дела так, что церковь утратила свою самостоятельность и стала составной частью политической системы самодержавия. Это дало основание исследователям утверждать, что происшедшие в начале XVIII века, перемены, в деятельности церкви являлись следствием перемен в политической жизни страны. Эти перемены охватили все уголки, в том числе и Сибири, православное духовенство которой тоже вынуждено было жить и работать по указке царской администрации.
Оценивая деятельность Алтайской Духовной миссии по просвещению аборигенов Северного Алтая, следует признать, что она была сложной и неоднозначной. Конечно же, она внесла, особенно в конце своего существования, свой вклад в распространение грамотности в Бийско - Кузнецкой черни. Однако сохранялась некоторая двойственность, как в организации, так и в целях и задачах, которые накладывали определенный отпечаток на миссионерскую школу. С одной стороны миссионерское просвещение должно было способствовать христианизации северян, а с другой распространять светскую грамотность и воспитывать граждан в рамках официальной идеологии.
К началу XX века в Северном Алтае сложилась и функционировала достаточно разветвленная система богослужебных учреждений, решавших задачу приобщения «северян», а точнее жителей Кузнецкой, Бийской и Прителецкой черни к «вере Христовой».
На современном этапе развития исторической науки вопрос о происхождении религии остается открытым. Ранее считалось, что она зародилась естественным образом в ходе эволюции общества. В результате зависимого положения человека от природы возникло многобожие (политеизм). Когда усложнились социальные отношения, то в недрах многобожия сформировалось единобожие (монотеизм). Однако установлено, что политеизм и монотеизм существовали одновременно. Носителем монотеизма в древнем мире являлся еврейский народ. Почему они окруженные язычниками не стали таковыми, не смешались с другими мировоззрениями. Тем более такая возможность была. О чем свидетельствует параллельная мифология. Так многие мифы северных алтайцев перекликаются с библейской историей. Но к вящей печали глобалистов сего не произошло.