Ронжа сайт
Меню сайта
Категории раздела
Газета "Истоки" [8]
Муниципальное еженедельное издание
Газета "Листок" [0]
Газета "Звезда Алтая" [2]
Научные журналы [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Публицистика » Газета "Истоки"

У истоков.

90 лет Тондошенской школе

У истоков.

Начало XX века. Подъем общественной деятельности Русской Православной церкви. Создание обществ, братств и миссий. Школа – одно из важнейших составляющих социальной сферы общества.  Неслучайно она занимает одно из ключевых направлений в миссионерском служении Церкви.

Северный Алтай. Старейшее село правобережья Бии – Тондошка (1726 г.). «Обжита»  русскими переселенцами в конце XIX – начале XX вв. По данным переписи в селе проживало 284 человека с 57 дворами. Намного больше, чем было в будущем районном центре Турочаке.

В 1914 году одновременно с храмом во имя Святого пророка Илии, открыта и освящена миссионерская школа грамотности. По благословению епископа Иннокентия, начальника Алтайской Духовной Миссии. Строительство осуществлялось  на пожертвования сельчан и купца Григория Русинова. Примечательно, что почти через сто лет здание новой школы возводилось на средства госбюджета. Возможно, миссионерская школа грамотности  размещалась и в здании храма, в свободное от служб время. Сведения о месте и здании школы среди старожилов для потомков не сохранились.  

Миссионерская школа в Тондошке находилась в ведении Кебезенского миссионерского отделения АДМ. Кроме того, туда входили школы собственно в Кебезени, Турочаке и Ынырге, обучение в которых велось бесплатно.

Учебно-воспитательный процесс начинался с 1 октября по 15 мая и был рассчитан на три-четыре года. Без строгой системы экзаменов. Обучение было совместным для мальчиков и девочек, черневых татар и русских, православных, старообрядцев и язычников. По мнению миссионеров, такая система должна была смягчать атмосферу отношений в детском коллективе, создать условия для формирования уюта и дружбы, не давать повода к национальной вражде и религиозной розни.

По воспоминаниям старожилов, родители-старообрядцы запрещали посещать школу своим детям. Они из любопытства тайно бегали подсматривать за обучением в школе и службой в храме «щепоточников». В целом наполняемость школы   оставляло желать «лучшего». Виной тому не только предвзятое отношение старообрядцев к школе, но и непонимание образования русскими переселенцами и алтайцами. «Если все станут писарчуками, да прикащчиками кто робить то будет. Охотничать, орешничать и рыбачить»,  - сетовали старики.

В Тондошенской миссионерской школе обучение грамоте осуществлялось на русском и алтайском языках. По-мере роста смешанного населения в связи с переселенческим движением, такое правило закрепилось во всем Кебезенском отделении. Больше внимания уделялось изучению церковно-славянской и русской грамот, Закона Божия, церковного пения и элементарных правил арифметики.

Главная цель школы грамоты по замыслу Миссии состояла в том, чтобы вместе с грамматикой и математикой преподавали Закон Божий, закладывали основы христианской жизни. «Миссионерская школа есть не только учебное, но и миссионерско – религиозно – воспитательное учреждение, учитель и его ученики – суть живые образы христианской веры и жизни» – объяснял епископ Макарий (Павлов), начальник АДМ в начале XX века. К сожалению, приметой века становится «упрощенный» подход к Священному Писанию. Во многих случаях учебники по Закону Божьему составлялись в виде сказки для детей, что подрывало религиозную веру. Формировало ее непрочной.

К лету 1917 года школа грамоты, как миссионерское заведение прекращало свое существование. По решению Временного правительства все школы Алтайской Духовной миссии насильственно изымались. Передавались в ведение Министерства народного просвещения. Изменение юридического статуса  не отразилось на содержании обучения в школе. По существу она все еще оставалась миссионерской. Время перестановок и «выращивания» новых педкадров не пришло. Только с утверждением Советской власти в Горном Алтае. В 1923 году школа грамоты в Тондошке была преобразована  в начальную школу. Символично, что теперь она размещалась в конфискованном доме зажиточной семьи.

Народное предание сохранило имена первых учителей - Ивана Прокопьевича и Николая Захарьевича Лебедева. Оба горожане. Иван Прокопьевич первым вносит в село элементы городской культуры: вечерние танцы под потифон и городскую моду в выходном костюме. В обязанности учителя, кроме воспитания и обучения входил присмотр за здоровьем учащихся.

Николай Захарьевич, сын священника. Окончил духовную семинарию. Не приняв сана, к 1923 году переселяется из Ленинграда на Алтай. Устраивается учителем в Тондошенскую начальную школу. Для поддержки сына приезжает и о.Захарий (Лебедев). Служивший в Ильинском храме до его закрытия в 1928 году. Их судьба трагична, как и многих других в то жестокое время.  Николая Захарьевича репрессировали с пометкой «без права переписки».

Прошли годы. Теперь старожилы, что собирались на завалинке у сельской почты, качая головой, печально вздыхали: «Спросишь внуков чему вас там, в школе-то учат, и ответить толком не могут. Раньше церковную школу закончат и хоть кем могли работать. А сейчас десять классов отучатся, и делать ничего не умеют». Воистину, «что имеем, не храним, а потеряем плачем».

Так зачиналось дело просвещения в селе Тондошка. За всю свою 90-летнею историю оно проделало путь от религиозного до светского характера образования. Школа отражала мировоззрения исторической эпохи в целом и личности в частности.  

Категория: Газета "Истоки" | Добавил: Ronga (25.03.2014)
Просмотров: 282 | Теги: летопись школы, юбилей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz