90 лет Тондошенской школе
У истоков.
Начало XX века. Подъем общественной деятельности Русской Православной церкви. Создание обществ, братств и миссий. Школа – одно из важнейших составляющих социальной сферы общества. Неслучайно она занимает одно из ключевых направлений в миссионерском служении Церкви.
Северный Алтай. Старейшее село правобережья Бии – Тондошка (1726 г.). «Обжита» русскими переселенцами в конце XIX – начале XX вв. По данным переписи в селе проживало 284 человека с 57 дворами. Намного больше, чем было в будущем районном центре Турочаке.
В 1914 году одновременно с храмом во имя Святого пророка Илии, открыта и освящена миссионерская школа грамотности. По благословению епископа Иннокентия, начальника Алтайской Духовной Миссии. Строительство осуществлялось на пожертвования сельчан и купца Григория Русинова. Примечательно, что почти через сто лет здание новой школы возводилось на средства госбюджета. Возможно, миссионерская школа грамотности размещалась и в здании храма, в свободное от служб время. Сведения о месте и здании школы среди старожилов для потомков не сохранились.
Миссионерская школа в Тондошке находилась в ведении Кебезенского миссионерского отделения АДМ. Кроме того, туда входили школы собственно в Кебезени, Турочаке и Ынырге, обучение в которых велось бесплатно.
Учебно-воспитательный процесс начинался с 1 октября по 15 мая и был рассчитан на три-четыре года. Без строгой системы экзаменов. Обучение было совместным для мальчиков и девочек, черневых татар и русских, православных, старообрядцев и язычников. По мнению миссионеров, такая система должна была смягчать атмосферу отношений в детском коллективе, создать условия для формирования уюта и дружбы, не давать повода к национальной вражде и религиозной розни.
По воспоминаниям старожилов, родители-старообрядцы запрещали посещать школу своим детям. Они из любопытства тайно бегали подсматривать за обучением в школе и службой в храме «щепоточников». В целом наполняемость школы оставляло желать «лучшего». Виной тому не только предвзятое отношение старообрядцев к школе, но и непонимание образования русскими переселенцами и алтайцами. «Если все станут писарчуками, да прикащчиками кто робить то будет. Охотничать, орешничать и рыбачить», - сетовали старики.
В Тондошенской миссионерской школе обучение грамоте осуществлялось на русском и алтайском языках. По-мере роста смешанного населения в связи с переселенческим движением, такое правило закрепилось во всем Кебезенском отделении. Больше внимания уделялось изучению церковно-славянской и русской грамот, Закона Божия, церковного пения и элементарных правил арифметики.
Главная цель школы грамоты по замыслу Миссии состояла в том, чтобы вместе с грамматикой и математикой преподавали Закон Божий, закладывали основы христианской жизни. «Миссионерская школа есть не только учебное, но и миссионерско – религиозно – воспитательное учреждение, учитель и его ученики – суть живые образы христианской веры и жизни» – объяснял епископ Макарий (Павлов), начальник АДМ в начале XX века. К сожалению, приметой века становится «упрощенный» подход к Священному Писанию. Во многих случаях учебники по Закону Божьему составлялись в виде сказки для детей, что подрывало религиозную веру. Формировало ее непрочной.
К лету 1917 года школа грамоты, как миссионерское заведение прекращало свое существование. По решению Временного правительства все школы Алтайской Духовной миссии насильственно изымались. Передавались в ведение Министерства народного просвещения. Изменение юридического статуса не отразилось на содержании обучения в школе. По существу она все еще оставалась миссионерской. Время перестановок и «выращивания» новых педкадров не пришло. Только с утверждением Советской власти в Горном Алтае. В 1923 году школа грамоты в Тондошке была преобразована в начальную школу. Символично, что теперь она размещалась в конфискованном доме зажиточной семьи.
Народное предание сохранило имена первых учителей - Ивана Прокопьевича и Николая Захарьевича Лебедева. Оба горожане. Иван Прокопьевич первым вносит в село элементы городской культуры: вечерние танцы под потифон и городскую моду в выходном костюме. В обязанности учителя, кроме воспитания и обучения входил присмотр за здоровьем учащихся.
Николай Захарьевич, сын священника. Окончил духовную семинарию. Не приняв сана, к 1923 году переселяется из Ленинграда на Алтай. Устраивается учителем в Тондошенскую начальную школу. Для поддержки сына приезжает и о.Захарий (Лебедев). Служивший в Ильинском храме до его закрытия в 1928 году. Их судьба трагична, как и многих других в то жестокое время. Николая Захарьевича репрессировали с пометкой «без права переписки».
Прошли годы. Теперь старожилы, что собирались на завалинке у сельской почты, качая головой, печально вздыхали: «Спросишь внуков чему вас там, в школе-то учат, и ответить толком не могут. Раньше церковную школу закончат и хоть кем могли работать. А сейчас десять классов отучатся, и делать ничего не умеют». Воистину, «что имеем, не храним, а потеряем плачем».
Так зачиналось дело просвещения в селе Тондошка. За всю свою 90-летнею историю оно проделало путь от религиозного до светского характера образования. Школа отражала мировоззрения исторической эпохи в целом и личности в частности.
|