ЗАМЕТКИ О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ.
Черлояков И.Г.
Понятие паломничество возникло от слова «палома» - пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. С распространением христианства по Римской империи паломничество стало частым явлением, как путешествие или хождение верующих и богомольцев к святым местам на поклонение. Их посещение для паломников нередко становилось подвигом благочестивого странствования, сопровождаемое возвышенным переживанием. Прошли века, а паломничество по-прежнему актуально. Как и встарь сейчас совершаются «великие и малые хождения» христиан. Примером последнего послужила поездка группы прихожан нашего Никольского храма в Свято-Духовскую церковь с. Маймы. Здесь мы разделили духовную радость от престольного торжества с православными майминцами. Надо сказать, что строительство Духосошественнского храма было начато еще при архимандрите Макарие (Глухареве) в 1842 г. – основателе Алтайской Духовной Миссии. Каменное здание церкви завершили в 1845 году на средства Томского купца - златопромышленника М. Е. Шебалина, а проект храма подготовил Томский архитектор Арефьев А.А. 30 августа этого же года Духосошественский храм в с. Майма был освящен епископом Томским и Енисейским Афанасием. Через три года, в связи с увеличением числа крещеных инородцев храм преобразовали в приходской. В 1882 году на средства местного жителя - торгующего инородца Сафронова А.С. церковь была расширена двумя каменными приделами. В годы коллективизации храм закрыли (4 ноября 1938 года), а в здании решили размесить сельский клуб, чуть позднее – Агрохимлабораторию. В конце 70-х годов, перестройка значительно изуродовала первоначальное здание, добавив второй этаж и гараж. В 1996 году здание вернули законному владельцу - Церкви и первая служба состоялась 8 января 1997 года. В январе на приход был назначен настоятель - иерей Сергий Тузин. В октябре 1999 года его сменил иерей Георгий Балакин. К 2005 году закончили реконструкцию внутреннего помещения храма, и он был вновь освящен Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским. В настоящее время при храме действует Воскресная школа, есть библиотека. По благословению епископа Максима в Свято-Духовском приходе работает Учебный центр Барнаульской Православной Духовной семинарии.
Однако первые впечатления от нашего паломничества нельзя было назвать возвышенными. Скорее они были сродни бегу с препятствиями. Погрузившись с горем пополам в две машины, мы примчались к началу архиерейской вечерни. При этом умудрились своими авто перекрыть подъезды к храму, вызвав справедливые замечания. Служба прошла в том же темпе. Диаконы, оглушая прихожан кадилами, едва успевали совершать обходы, догоняя хор и священство. Но вот Царские врата громко захлопнулись. От чего на душе стало как-то грустно. Всенощная завершилась. Тем не менее, все только начиналось. Праздничные торжества плавно перемещались в Дом Культуры. В ожидании концерта авторской песни Ольги Дубовой (композитор и поэт, лауреат первого Всероссийского фестиваля конкурса патриотической песни «Это Родина моя» и дипломант четвертого Всероссийского конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова», премий, член Союза писателей России) мы решили перекусить. Уже смеркалось, и магазины закрывались один за другим. Словно «утиный выводок» с батюшкой во главе наша процессия обошла площадь вдоль и поперек, пока, наконец, в минимаркете удалось раздобыть что-нибудь съедобное. Тем временем перед клубом молодёжная организация «Молодая Гвардия» разворачивала на сцене параллельное мероприятие: 12 июня – День России. Немногочисленные группы зрителей скучающего вида, разместились то тут, то там в ожидании «явления патриотизма народу». Вялотекущее движение обретало формы. Внутри ДКа уже звучали мотивы в стиле 90-х гг., а вне его стен сотрясая округу, по-своему веселились наши «заблудшие» братья и сестры. Снова на душе стало грустно. Насколько же мы разные. Могли бы и вместе провести Праздник.
Даже начало нового дня и утомление прежнего не замедлили заданного темпа нашего паломничества. Рано утром все поспешили на Литургию. На входе уже стояла водосвятная бочка, а важные иподиаконы с деловым видом строжились над бабушками. Те в свою очередь, невозмутимо оглядываясь по сторонам, продолжали упрямо им «мешать». Только с появлением епископа Максима богослужение приобрело степенный и торжественный ход. Немного вздохнули, темп замедлился. Наконец Причастие. Владыка благословляет всех, особенно детей.
Праздник, как и наше паломничество, подходили к финалу. Зачем мы собирались? Для чего совершили непростое путешествие туда, где суеты было не меньше чем за церковной оградой? Что осталось от этого мероприятия? Остался Христос. Все пробежало, прозвучало и пропело, а Он остался. Он объединил нас таких разных своим Телом и Кровью, общей молитвой в пути. Встретил в лице добрых прихожан, которые с любовью разместили нас на ночлег. Мы были вместе в Крестном ходу и за обеденным столом. Прошел Крестный ход. Завершилась служба. Расходиться не хотелось. Матушки настойчиво приглашали к столу. Длинные ряды, которых были заполнены салатами, сдобой, конфетами и, конечно же, стаканчиками с компотом. Во дворе дымился огромный казан с пловом. После обеда народ постепенно растворился.
В целом поездка для нас, стала переживанием не только совместных трудностей, но и радостей. Благодаря ей мы вышли на более близкий, действительно братский уровень взаимоотношений.
|