Ронжа сайт
Меню сайта
Категории раздела
Газета "Истоки" [8]
Муниципальное еженедельное издание
Газета "Листок" [0]
Газета "Звезда Алтая" [2]
Научные журналы [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Публицистика » Научные журналы

Храмы Северного Алтая

Храмы Северного Алтая как опорные пункты в христианизации черневых татар в XIX - начале XX вв.

Черлояков И.Г. учитель истории и обществознания Тондошенской ООШ

Христианизация аборигенов Северного Алтая в интересующее нас время приобрела вполне системный характер. Этому во многом способствовало постановление Синода - от 10 декабря 1828 года[1] - о создании Алтайской Духовной миссии. Ее основателем по праву стал бывший насельник Глинской пустыни о. Макарий (Глухарев),[2]  жизнь и деятельность которого широко освящена в различной литературе. Ее авторами являются как церковные, так и светские историки, что освобождает нас от изложения его биографии и истории созданной им миссии.[3] Мы сосредоточим все внимание на том, что было названо архимандритом «делом всей его жизни», т.е. на «приобщение к вере Христовой инородцев» Горного Алтая.[4] Вершиной этого «дела», по отношению к «иноверцам» Северного Алтая, можно, с полным правом, считать выход в свет перевода Нового Завета на «наречия черневых татар».[5] Подобно временам апостольским, говоря языком «Библии», шорцы, кумандинцы, тубалары и челканцы, услышали на своих языках «благую весть» о «великих делах Божиих».[6] К тому же о. Макарий  установил – с самого зарождения миссии - негласное правило для миссионеров: знать язык тех, к кому идешь с проповедью.[7]

Духовный почин мудрого наставника достойно продолжили со временем священники Стефан Ландышев[8] и Василий (Вербицкий). Именно им «северяне» были обязаны первым миссионерским станам, которые появились в Северном Алтае. Последние представляли собой резиденцию священника-миссионера с прилегающей к ней территорией, которая образовывала отделение. В отделение входили селения, аилы и заимки, населенные, главным образом, черневыми татарами как крещенными, так и некрещеными, а также и русскими крестьянами, поселившимися в пределах Миссии.[9]        

Таковыми миссионерскими станами в Северном Алтае стали Макарьевский, Кебезенский и Кузедеевский. Первые два были открыты по инициативе отца Стефана в 1854[10] и 1857 гг.,[11] а третий - трудами о. Василия, в 1858 году.[12] На попечении макарьевского миссионера приходилась большая часть кумандинцев, проживавших по рр. Кожа и Черневой Бугачак. Деятельность  же кебезенского миссионера распространялась на тубаларов и челканцев, живших по р. Бия, начиная от Телецкого озера и до устья р. Лебеди. Паству, разбросанную по шорским улусам Кондомы, Антропа, Калары, Мунжы, Мрас - Су и Матура, опекал кузедеевский миссионер.[13]

 Описывая миссионерские станы, нельзя не сказать о том, что возникали они в миссионерских селениях или образовывались одновременно с ними. Нередко очертанием будущего селения служил православный крест. Он указывал на место, где жили крещеные татары, и исключал долговременное нахождение здесь язычников. Иначе говоря, разделение северных алтайцев на некрещеных и крещеных, а также привод последних к оседлости являлось постоянной заботой миссионеров. Не случайно одной из их «забот»  «заведение в своем кусте новых  селений».[14]

Примером такого «крестного», т.е. путем установления креста,  устройства селений служило их появление в Прителецкой черни и на правобережье Бии. Таким образом, возникло с. Кебезень, уже с 1852 года значившееся, как миссионерское селение. Остальные населенные пункты чаще всего образовывались «сотовым» методом: усмотрев удобное для заселения место, вблизи черневых стойбищ, Миссия строила тут миссионерский дом, в котором помещались, как правило, походная церковь и школа. Со временем он «облагораживался» жилищами новокрещенных.[15] Несколько по иному «родилось» селение Макарьевское. Оно с самого начала создавалось как центр отделения, где вначале было поселено восемь семей, а уже потом к ним была «привязана» вся «миссионерская структура». В дальнейшем в состав Макарьевского отделения вошли миссионерские селения Кожа, Пильно и Сайдып.[16] Со временем отделение разрослось до того, что настала необходимость выделить из его состава миссионерские селения, образовавшиеся в Кузнецкой черни. Вновь образованная структура Алтайской Духовной миссии стала именоваться «Кузедеевским станом», а его отделение Кузнецким».

Но миссионеры понимали, что основание вышеназванных селений, проблему приобщения «инородцев к Христовой вере» не решит. Для этого, в каждом из них должны были быть церковь или молитвенный дом. Возведение богослужебных сооружений в селениях планировалось на средства добровольных благотворителей и частично на средства Петербургского Миссионерского общества.[17] С этого момента храмы становятся главными опорными пунктами распространения Православия в Северном Алтае.

Где и когда появился такой «опорный пункт» в Бийской черни? Согласно источнику первую здесь церковь возвели, в год открытия Макарьевского стана, т.е. в 1854 году, во имя преподобного Макария Египетского, небесного покровителя родоначальника Алтайской духовной миссии.[18] Спустя четыре года соорудили «храмину для походной церкви» в Кебезени в честь Покрова Божьей Матери.[19] В то же время появляются храмы и в Кузнецкой черни. В частности, в 1859 году о. Василий (Вербицкий – И.Ч.) на пожертвования графини  Марии Адлерберг из Санкт-Петербурга заложил церковь Святителя Николая Чудотворца, что в улусе Кузедеевском. Его строительство и освящение завершили только в 1861 году.[20]

Здания церквей и молельных домов в селениях Кузнецкой, Бийской и Прителецкой черни были, естественно, деревянными, внутренне и внешне они выглядели более чем скромно и не имели никакой декоративной отделки. Например, такой «нашел, свою церковь» по прибытии в с. Кебезень миссионер о. Дометиан.[21] «Церковь, - напишет он позже, - была «в жалком состоянии. Пол прогнулся, отчего печи покосились и закоптили потолок. В разбитых градом окнах гулял ветер. Не лучшим образом выглядела обстановка интерьера. За иконостасом из ветхой ткани с бумажными иконами находились оловянные сосуды, деревянные подсвечники обтянутые коленкором. Причем на престоле и на жертвеннике… ризы тоже старые, а на перемену других нет. Богослужебные книги потрепаны, и притом не все».[22] Кое-как устроившись в притворе церкви, иеромонах Дометиан начал, вместе с причтом облагораживать храм. Общими усилиями «подправили» его и даже установили новые иконы – «Спасителя, Божией Матери и святителя Николая», пожертвованные причетником барнаульского купца Морозова - Михаилом Савельевым.[23]

Еще более удручающе выглядели храмы в Шории, особенно походные. Последние, по свидетельству исследователей, представляли собой «…шалаш или балаган, обложенный со всех сторон корой и дерном и сверху покрытый лиственною корою, с крестом наверху. Внутри шалаша было сделано для алтаря отделение - наподобие растянутой ширмы из привезенных занавес с крестами на каждой». За ними устраивался престол и «жертвенник, о четырех ножках», вбитых в землю. От сора «крышки престола и жертвенника накрывались особыми покрывалами, нарочно для того приготовленными. Над царскими вратами, которые заменяла одна только завеса, был утвержден небольшой деревянный крест. Места северных и южных дверей зияли пустыми отверстия, только в иконостасе были повешены иконы... Против иконостаса, с одной и другой стороны, проделывались небольшие отверстия для света (окна), которые, на случай дождя и после каждого богослужения, закрывались берестяной корой, как и  вход в шалаш».[24]

Словом, к середине 60 - х гг. XIX века в деятельности Алтайской духовной миссии в черни прослеживаются две основных тенденции: с одной стороны, качественное развитие и повышение результативности работы миссионерских станов, а с другой, - расширение сферы их деятельности. Так, постепенно формирующаяся система богослужебных учреждений стала всецело определять организационную структуру деятельности станов (отделений), которые, в свою очередь, превратились в системообразующие звенья Алтайской духовной миссии в Северном Алтае. Она же, как явствует из источников, состояла из самостоятельных церквей (являвшимся главными в стане) и приписанных к ним храмов, молитвенных домов и часовен. Самостоятельные церкви имели, как правило, причт, состоявший из священника, дьякона и псаломщика. При них велись метрические книги (они включали в себя три части: сведения о родившихся, умерших и бракосочетавшихся), исповедные росписи, церковную летопись, приходно-расходные книги и т.д. Зачастую они располагали библиотекой.[25] В приписных храмах и молитвенных домах всего этого не было, как неполагающегося по положению. Божественная литургия отправлялась в них от 5 до 12 раз в год, т.е. когда приезжал туда миссионер. Чаще всего это случалось в Великий пост, (главное в XIX веке время исповеди и причащения – И.Ч.), когда он объезжал свой стан в обязательном порядке.[26]

В отсутствие священника, за молитвенными домами наблюдали, как правило, учителя местных миссионерских школ или специально выбранные для этого старосты. Учителям, наряду с основной работой, всегда вменялось в обязанность «отправление» вечерних богослужений и «часов» (форма богослужения) в воскресные и праздничные дни.[27]

Иначе говоря, деятельность учителей школ Алтайской духовной миссии являла собой своеобразную форму ее дальнейшего организационного становления и развития богослужебных учреждений в Северном Алтае. О чем свидетельствовало летнее событие 1864 г. в улусе Кузедеевском, когда молитвенный дом реконструировали в новый храм.[28] То же самое осуществили в 1869 году ыныргинцы во главе со своим учителем и при содействии представителей «Товарищества торгового дома С.П. Петрова и П.В. Михайлова». На его средства в селе построили приписную к Кебезенскому стану, церковь в честь «Казанской иконы Божией Матери», с хорошим иконостасом. Уже через год, на средства Миссии прихожане с. Ынырги обзавелись «помещением для учителя и школы [в сельском общественном доме]».[29] В 1877 году старанием компании «Алтайское золотопромышленное дело» в селе Спасское, приписанное к Кузедеевскому стану  выстроили храм во имя Преображения Господня.[30] В силу его разрастания, в 1878 году это отделение было разделено на два: Кондомское[31] и Мрасское. Первое охватывало своей деятельностью паству, разбросанную по улусам в бассейнах Кондомы, Антропа, Калары, Мунжы, Мрас – Су, Матура и других рек – всего 1015 шорцев и 37 русских. В состав же последнего вошли 33 «черневых» улуса, где проживали ранее крещеные шорцы. Центрами вновь образованных отделений стали Кондомский и Усть-Анзаский (Каргинский) станы.[32] 

Очередное «преобразование» в жизни православных Бийско - Кузнецкой черни произошло при архимандрите Владимире (Петрове).[33] Если быть точным, то это событие, изменило не только их жизнь, но и характер деятельности Алтайской духовной миссии севере. В марте 1880 года о. Владимира рукоположили в епископа Бийского, викария Томской епархии. А вскоре после этого, центр Миссии перенесли в Бийск.[34] Это «преобразование» преследовало, в принципе, одну цель - географически приблизить Миссию к шорцам Кузнецкой черни.  И хотя Улала оставалась пока центральным миссионерским пунктом в регионе, тем не менее, она уже утрачивала свое прежнее значение, несмотря на присутствие, здесь помощника начальника Миссии.

Происшедшие структурные изменения заметно активизировали совершенствование старых и строительство новых  богослужебных учреждений в миссионерских станах и отделениях Северного Алтая. Так, в 1880 году в Макарьевском стане возвели новую церковь, благодаря заботам инородца Быстрянской управы селения Маймы[35] Андрея Семеновича Софронова-Чендекова, что по доброй памяти о своем наставнике архимандрите Макарие и во имя его Ангела. В этом же году, на месте Сайдыпской часовни, на средства миссии и пожертвования, в честь 50-летия Алтайской миссии соорудили молитвенный дом, с алтарем во имя Святителя Николая Чудотворца.[36] В начале 1881 г. для завершения строительства церкви и росписи иконостаса Усть - Анзаского стана, сюда отправили иеромонаха Антония, обучавшийся ранее иконописи в Улалинском училище. Спустя год, работы в стане были завершены.[37] В день Петра и Павла, Троицкую церковь освятил епископ Бийский Владимир.[38] На следующий год Владыка освятил еще один новый храм, построенный усердием иеромонаха Дометиана, прихожан и благотворителя - купца П. Тренихина - в Кебезени во имя Покрова Божьей Матери.[39] Это было деревянное здание однопрестольного храма – «крестового» типа,  с колокольней. Внутреннее его убранство составляло: иконостас, храмовые иконы, одно паникадило и праздничные подсвечники. В алтаре согласно клировым записям, имелось: шесть священнических облачений, три дьяконских, один потир со всеми принадлежностями, четыре напрестольных Евангелия и три напрестольных креста. При Покровском храме была организована миссионерская библиотека с книжным фондом  268 томов.[40] Вышеназванные «обновления» и «преобразования» затронули не только миссионерские станы «северян», но и селения, причем даже очень отдаленные. К примеру, такое, как село Никольское. В 1885 году  здесь открыли молитвенный дом, выстроенный на средства мещанина Л.И. Огородова.[41]

На рубеже XIX - XX веков в деле приобщения черневых татар к Православию произошли определенные изменения в характере деятельности отделений. Они стали переводиться в разряд «инородческих» приходов, что позволило Миссии освободить часть своих средств и направить их на открытие новых станов.[42] Новые станы появились и в «черни». В частности,  Созоповский, учредили в 1893 году с Покровским храмом. В его состав, кроме села Созоп (Сузоп),[43] вошло 25 аилов, расположенных частью в Кузнецком уезде, а частью - в Бийском. «Окормляемых» жителей в нем, по преимуществу крещенных кумандинцев, насчитывалось более 2000 душ обоего пола.[44]

Следующим «православным строением в черни» - если придерживаться хронологического принципа – стали молитвенные дома на реках Пыжа и Пыяна, построенные на средства Миссии в 1897 г. Однако здесь в Прителецкой черни до его постройки в селе Артыбаш уже существовало подворье Чулышманского мужского монастыря. Тем не менее, из-за сложности пути к подворью от Чулышмана, оно, как и молитвенный дом на Пыже, находился в ведении кебезенского священника.[45] В его ведении находился и молитвенный дом (в честь Святого Александра Невского?) на прииске Полонском. Открытый в 1898 г. на средства общества служащих и рабочих.            

Начало XX  века ознаменовалось для Алтайской духовной миссии «рождением» новых отделений, с устроением в них новых церквей и молитвенных домов. Так, в 1901 году они появились в Сузопском отделении в улусах Бобровском и Бешперском (Пешперском – И.Ч.). В первом он построен на средства местных «инородцев»,  а во втором - на средства «новокрещенного инородца Ионы Рыспаева (Распаева? – И.Ч.)». В то же время благодаря ктитору Алексею Казанцеву в Турочаке была устроена Никольская церковь.[46]    

Год спустя, т.е. в 1902 году, - из Улалинского отделения выделили еще два - Паспаульское и Тайнинское. Первое вобрало в себя восемь селений (4 деревни, 1 заселок, 3 аила) и 6 заимок в которых значилось 2276 душ обоего пола.[47] Православная паства отделения состояла из1208 русских жителей, 176 оседлых и 892 кочевых «инородцев».[48] Рядом с нею соседствовало 220 язычников и 166 душ в «расколе обретающихся».[49] Последние, как явствовало из документов миссии, заселили деревню Пьянково и образовали «стариковщинскую секту Григория Завьялова».[50] В Паспаульском отделении имелся храм и два молитвенных дома. Собственно храм в Паспауле построили в 1891 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери. Его возвели на месте сгоревшего старого здания, усердием и на средства новокрещенного баштыка Комдожской волости Михаила Васильевича Тобокова. Им же еще в 1886 г. был открыт молитвенный дом в деревне Карасук. Второй молитвенный дом в 1893 г. построили местные жители в д. Салганда. В состав Тайнинского отделения входили, кроме с. Тайна, еще 6 деревень, 1 заимка и 6 аилов, с населением 3469 душ обоего пола, в том числе раскольников – 1181 душ. Храм в Тайне возвел на свои средства бийский купец 2-й гильдии Михаил Матвеевич Бадунов. Его освятили в 1898 году во имя Святителя Димитрия Ростовского.[51]

«Судьбу» Улалинского отделения «разделило», через год, и Кебезенское отделение. В 1903 году Кебезень, посетил епископ Томский и Барнаульский Макарий (Невский)[52] и высказал мнение, что приход Кебезенский многочисленен по своему составу и требует разделения. В связи с этим, Владыка предложил свой вариант реорганизации. Поскольку в Кебезенском миссионерском отделении преобладало русское население, то он предложил преобразовать его в обыкновенный приход, с назначением священнику жалованья от казны, а вместо Кебезеня - открыть новый миссионерский стан, но в среде инородческого населения. Что и было сделано в дальнейшем. В такой же примерно ситуации оказалось к этому времени Кондомское отделение, размеры которого также значительно увеличились. В него на этот момент входили чисто шорские улусы: Антропский, Каларский, Средне-Кондомский, Верхне-Кондомский, Кичинский и Нижне-Кондомский улус со смешанным русско-шорским населением. Во всем отделении проживало около трех тысяч человек, в том числе 275 русских крестьян. Богоявленский храм в Кондомском стане освящен в 1890 г. и два молитвенных дома в аилах Анзас и Алапаевск в 1898 г.  

В начале 1905 г. начальник Миссии[53], вняв настойчивым просьбам миссионеров, [54] распорядился открыть самостоятельное Матурское отделение, с включением в него трех улусов - Тлачаковского, Кийского, Анчуль и села Матур. Общее число прихожан достигало пятисот душ обоего пола, 400 из которых составляли крещеные шорцы. Молитвенный дом во имя Димитрия Солунского в Матурском стане построил в 1888 г. местный купец Дмитрий Иванович Иванов.[55]

К 1908 году Владыка Иннокентий (Соколов)[56] сумел осуществить замысел своих предшественников: из Кебезенского отделения выделили Лебедское отделение. В состав его вошли улусы и поселки, находившиеся на Правобережье Бии и в 55 верстах ниже с. Кебезень. В этих населенных пунктах по р. Лебедь и ее притокам проживало  более 1000 человек русских, а также определенное число челканцев, многие из которых были крещены. Эта весьма значительная паства была разбросана на огромном пространстве, (150 верст в длину и 35 верст).[57] Рождение нового отделения стимулировало «устройство» в его селах и улусах «богоугодных заведений». В частности, в том же, 1908 году появилась приписная церковь во имя Рождества Христова в поселке Гурьяновском, а в заселке Тырга (правда Паспаульского отделения – И.Ч.) был открыт молитвенный дом.  

            Происшедшие «в черни» структурные изменения «с одной стороны, радовали Миссию, а с другой, - сильно ее озадачили. Дело в том, что это «черневое» благочиние миссионерских церквей по громадности района и крайнему неудобству путей сообщения было одним труднейших из всех благочиний Томской епархии и одному лицу нести здесь бремя «благочиннических обязанностей» стало отныне не под силу. Поэтому начальник миссии, отношением от 1мая 1910 года (за № 170) вошел с ходатайством к Его Высокопреосвященству о разделении благочиния на два, а если представится возможным, то и на три благочиния. Ходатайство это уважили 22 августа 1910 года, согласно которому вышеназванное благочиние разделили на три. «Черневые» церкви попали в первое и третье. В благочиние №1, руководителем которого назначили протоиерея о. Петра (Бенедиктова), вошли Паспаульская, Кебезенская и Тайнинская церкви. В благочиние №3, (руководитель - кондомский миссионер – священник Терентий Каншин), вошли Созоповская, Кондомская, Макарьевская, Мрасская, Матурская и Турочакская церкви.[58] С момента своего назначения, о. Терентий стал ежегодно объезжать свое благочиние с проверкой: он следил за состоянием приходских церквей и молитвенных домов, их «работой», разбирал просьбы и жалобы прихожан и миссионеров. По итогам года им составлялись положенные отчет и клировые ведомости церквей. С образованием в 1911 году самостоятельного Спасского отделения  к нему отошли улусы по верховьям реки Кондомы, а также по реке Пызас, что облегчило, в известной мере, работу Т. Каншина.[59]

Начальник миссии – владыка Иннокентий занимался не только переустройством отделений, но, словом и делом старался увеличить количество церквей. В бытность его в Паспауле летом 1910 года, при совершении праздничной литургии 27 июня, он специально произнес поучение на тему о богоугодности жертв в пользу святых храмов Божьих.[60]  Вдохновленный проповедью архиерея вышеупомянутый баштык Михаил Тобоков в своем родном селении Карасуке,  возвел  хорошенькую поместительную церковь во имя Св. Архистратига Михаила, вместо прежнего молитвенного дома, крайне убогого и грозившего падением. Освящение нового храма торжественно совершенно самим начальником миссии в присутствии многочисленных богомольцев из русских, новокрещенных и даже язычников. В ознаменование этого события и в благодарную память строителю, Ангелу Хранителю коего посвящен престол храма, жители желали переименовать свою деревню в село Михайловское, о чем и составили надлежащий приговор для представления гражданскому начальству. Так же в 1911 вместо Дмитриевского молитвенного дома в с. Матуре освятили Троицкий храм.[61] 

            А тем временем перестройка и совершенствование структурных подразделений Алтайской духовной миссии продолжалась. Коснулось это и соседнего Тайнинского отделения. До 1913 года в его состав входил  Таштинский стан с храмом в честь Ильи Пророка (с 1860г., перестраивался в 1896г.). В 1913 году он выделился и стал самостоятельным отделением. В ведении Таштинского миссионера находилось 12 русских селений, с населением 1725 душ обоего пола и 5 инородческих аилов, в которых значилось 530 душ обоего пола.[62]

В тот же год произошли изменения и внутри бывших миссионерских отделений. Так, в селе Куреевском, Макарьевского отделения открылся переселенческий приход, с церковью и школою, которые были устроены на средства Переселенческого фонда, в ведении которого отдали всю «заречную сторону» (т. е. правый берег р. Бии), кроме аилов Сапожникова (Сапожкин аил – И.Ч.) и Чонурака (Шунарак – И.Ч.). Этот «передел» территории сократил «сферу влияния» отделения почти наполовину. Через год освятили молитвенный дом-школу в аиле Тондошка в честь Святого пророка Илии (аил относился к Лебедскому отделению – И.Ч.).[63] В 1915 году изменила свой статус приписная церковь в поселке Гурьяновском: отныне она стала самостоятельной и была передана из Лебедского в Макарьевское отделение.[64] Не обошли стороной такого рода изменения и паспаульцев. За два с лишним десятилетия их общество сильно увеличилось, и появилась нужда в «построении нового, более обширного и благолепного храма Божия». И он был ими построен. Его возведение обошлось приходу в 4500 рублей (строился он на пожертвования – И.Ч.), не считая личных затрат прихожан на рубку и вывозку леса, дикого камня, щебня и прочего. К чести миссионера, нужно отметить, что, будучи опытен в строительном деле, он неотлучно следил за постройкою церкви, почему и была она возведена без каких-либо «дефектов». Ее торжественное освящение состоялось 11 августа 1915 года, которое осуществил начальник миссии, специально прибывший по этому случаю в Паспаул. На данное торжество прибыло в селение, согласно источнику до 4000 богомольцев. По совершении литургии и благодарственного молебна, с обычными «многолетиями», прихожане благодарили Владыку «словесно за освящение церкви», и в «ознаменование сего радостного для них события пожертвовали через причт на военные нужды 25 рублей».[65] Это было одно из последних православных построек в черни перед закрытием Миссии.

 Словом, суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что к началу XX века в Северном Алтае сложилась и функционировала достаточно разветвленная система богослужебных учреждений, решавших задачу приобщения «северян», а точнее жителей Кузнецкой, Бийской и Прителецкой черни к «вере Христовой».

 


[1] Ландышев С. Алтайская Духовная миссия. – М., 1864. С. 3.

[2] Возглавлял Миссию с 1830 по 1844 год. Скончался в 1847 году. Причислен к лику святых.

[3] Подробнее об этом. См. Нестеров С.В. Словом и житием наставляя. Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. – М.: Православный Свято - Тихоновский гуманитарный университет, 2005. – 544 с.

[4] Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1991.С. 43-44. 

[5] Швецова М. Алтайские калмыки, //Записки Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Кн. XXIII. – Омск, 1898. С. 30-32.

[6] Библия. Новый Завет. Деяния Святых апостолов. Гл. 2. – М., 1991. С.1162.

[7] Паринова О.В. Просветительская деятельность архимандрита Макария (М.Я. Глухарева). //Просвещение на Руси, в России. – СПб. 2000. С.71-72.

[8] Возглавлял Миссию с 1844 по 1865 год. Скончался в 1882 году.

[9] Первоначально центр находился с 1848 г. в Улале, но в 1880 г. он был перенесен в г. Бийск. Это объяснялось необходимостью географически приблизить Миссию к инородцам Кузнецкой черни. (ГААК.  Ф. 164. Оп.1. Д. 138. Л. 9 об. -10; Миссионерство в Сибири. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1880 г. Томские епархиальные ведомости. 1882. №17. С. 492.). Отчет… Миссии за 1910 г. С. 6.

[10] Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 184. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об. – 3; Там же. Д. 3. Л. 4 об. – 5.

[11] Отчет… Миссии за 1913. С.57.

[12] Выписка из журнала миссионера Кузнецкого отделения Алтайской Духовной миссии, священника Василия Вербицкого//Христианское чтение. – СПб., 1862. Ч.I. – С. 544 -556.

[13] ГАТО. Ф.184.Оп.1.Д.3.Л.4 об. – 5.

[14] Некоторые сведения о церковной Алтайской миссии. – М., 1856. С. 7.

[15] Кислицын В.Н. Алтайская духовная миссия и колонизация Горного Алтая. // Алтайский сборник. Вып. 15. - Барнаул, 1992. С.22.

[16] Некоторые сведения… С.7.

[17] Петербургское Миссионерское общество (с 1870 г. – Всероссийское Миссионерское общество) -  специальный общественный фонд, созданный в 1865 г. Основной задачей коего был сбор средств для распространения веры Христовой на национальных окраинах России. Открытие этой благотворительной организации, позволило увеличить количество станов и миссионерских школ, начать подготовку учителей из среды «инородцев», что привело к резкому увеличению числа новокрещенных.

[18] Отчет… Миссии за 1910 г. С. 26.

[19] ГАТО. Ф.184.Оп.1.Д.3.Л.4 об. – 5.

[20] Алтайская Духовная Миссия в Кузнецком крае. // Историческая энциклопедия Кузбасса. Т. 1. - Кемерово, 1996. С.50.

[21] В миру – Дмитрий Коновалов. Был послан Макарием Глухаревым в Миссию из Болховского монастыря. В 60 – 70 – е гг. служил в Кебезенском отделении. Прослужил в Миссии 37 лет, в т.ч. 24 года в сане иеромонаха. Умер в 1885 г.

[22] Записки Алтайского миссионера, иеромонаха Дометиана… С.

[23] Там же.

[24] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае.  - Кемерово, 1995. С. 19.

[25] Алтайская Духовная Миссия. //Православный благовестник. 1900. №4. С. 148.

[26] Ледебур К.Ф. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая.//Указ. соч. С. 76-77.

[27] Попов Я. Алтай.//Томские губернские ведомости. 1858. №41.

[28] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров… С. 12.

[29]Клировая ведомость Ыныргинского миссионерского стана за 1906г.

[30] ГААК. Ф.164.Оп. 1. Д. 61. Л. 5-183.

[31] В 1884 г. стан из улуса Кузедеево перенесли на 95 верст вверх по реке Кондоме в село Кондомское, поближе к «инородческим кочевьям».

[32] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров… С. 13-14.

[33] Возглавлял Миссию с 1865 по 1880 год в сане архимандрита, с 1880 по 1883 год в сане епископа Бийского. Скончался в 1897 году в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

[34] Гончарова О.А. Культура, здоровье, здравоохранение. История народной медицины в Горном Алтае. - Горно-Алтайск, 1999. С. 46-47, 78-80.

[35] Отчет… Миссии за 1910 г. С.

[36] Отчет… Миссии за 1913 г. С.

[37] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров... С. 21.

[38]Отчет… Миссии за 1882 г.С.208-210; Однако, начиная с 1884 г., во всех дальнейших официальных документах миссии эта церковь именовалась Троицкой, в то же время имя благотворителя М.И. Плотникова замалчивалось. Стан, как утверждалось, «был обустроен» уже на средства самой миссии. Вероятно, в 1884 г. произошло какое-то событие, повлекшее за собой переосвящение этой церкви.

[39] Клировая ведомость по Кебезенскому миссионерскому стану за 1906г.

[40] Там же,

[41] Отчет… Миссии за 1887 г. С. 3-4.

[42] Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 г. - Одесса, 1884. С. 5-6.

[43]От бывшего здесь кочевья богатого калмыка Созопа.

[44] Отчет… Миссии за 1913г.С. 64-66.

[45] Клировая ведомость по Кебезенскому миссионерскому стану за 1906г.

[46] Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 гг. Томск, 1904. С.42-65.

[47] Там же, таблица. С. 12-13.

[48] Там же, таблица. С. 12-13.

[49] Отчет… Миссии за 1902 г. С. 10-11.

[50] Отчет… Миссии за 1903 г. С. 48-49.

[51] Отчет… Миссии за 1910 г. С. 58-60.

[52] Возглавлял Миссию в 1883 году в сане архимандрита, с 1884 по 1891 год в сане епископа Бийского. В 1912 – 1920 годах – митрополит Московский и Коломенский, в 1920 – 1926 гг. – митрополит Алтайский. Скончался в 1926 году. Причислен к лику святых.

[53] Епископ Макарий (Павлов) – возглавлял Миссию с 1901 по 1905 год в сане епископа Бийского. С 1905 года епископ Якутский.

[54]Бездорожье и удаленность матурской церкви от Усть-Анзаса позволяли им не более одного раза в год посещать Матур, где они могли отслужить литургию и провести, несколько нравственных бесед с новокрещенными и все.

[55] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров... С. 34.

[56] Епископ Иннокентий (Соколов) – возглавлял Миссию с 1905 по 1919 год в сане епископа, с 1919 по 1923 г. - в сане архиепископа Бийского. С 1923 по 1926 год, находясь под Москвой, совместно с митрополитом Алтайским Макарием управлял делами Миссии. Скончался в 1937 году.

[57] Отчет… Миссии за 1910 г. С.74-75.

[58] Отчет… Миссии за 1910 г. С. 4-5.

[59] Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров… С. 18.

[60] Отчет за 1910, с. 51-53.

[61] Отчет за 1910, с. 51-53.

[62] Отчет… Миссии за 1913 г.

[63] Справочная книга по Томской епархии за 1914 год.

[64] Ландышев С. Некоторые сведения… //Миссионер. 1877. №6. С.44.

[65] Отчет… Миссии за 1915 г. С. 46.

Категория: Научные журналы | Добавил: Ronga (22.03.2014)
Просмотров: 612 | Теги: Алтайская духовная миссия, северные алтайцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz